Статья


*
3-4 за 2000 год
Из официальных источников
Оодобрено Правительственной комиссией
Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов(системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000 - 2005 годы
*
ОДОБРЕНЫ Правительственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол № 1 от 27 декабря 1999 г.)

Проблема развития конкурентоспособного технологического потенциала страны является одной из ключевых в ряду проблем сегодняшней России. В свою очередь, судьба научно-технической сферы в значительной степени зависит от решения вопроса привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в разработку и реализацию наукоемких инновационных проектов. Одним из путей реализации высокорисковых наукоемких инновационных проектов является венчурное инвестирование, эффективность которого подтверждена мировой практикой.
Основные понятия, применяемые в данном документе, используются в следующих значениях:
«венчурное инвестирование» - прямое вложение денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, иных прав, имеющих денежную оценку, в уставный (складочный) капитал предприятий с целью получения инвестором прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта после выхода акций этих предприятий на фондовый рынок или продажи доли инвесторов в предприятиях;
«венчурные предприятия» - хозяйственные товарищества и общества (как правило, малые предприятия), занимающиеся деятельностью, связанной преимущественно с созданием и освоением новых технологий и(или) новых продуктов, имеющих высокие коммерческие перспективы, и являющиеся объектами венчурного инвестирования;
«венчурные инвестиционные институты» - имущественные комплексы, формируемые за счет взносов физических и/или юридических лиц и создаваемые в форме юридического лица или без его образования в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью участия в венчурном инвестировании;«система венчурного инвестирования» — совокупность венчурных инвестиционных институтов, венчурных предприятий, а также специализированных обслуживающих организаций.



1. Состояние проблемы и цель развития системы венчурного инвестирования

Основной проблемой развития системы венчурного инвестирования является отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей деятельность венчурных предприятий и инвестиционных институтов. Отсутствуют меры государственной поддержки и стимулирования венчурного предпринимательства.
Цель развития системы венчурного инвестирования в 2000-2005 годах заключается в создании благоприятных условий для развития научно-технического и инновационного предпринимательства и механизмов, обеспечивающих привлечение инвестиций в наукоемкие инновационные проекты, реализуемые венчурными предприятиями. К концу указанного периода система венчурного инвестирования в научно-технической сфере Российской Федерации должна быть в основном сформирована.



2. Направления развития системы венчурного инвестирования

В качестве основных следует выделить нормативное, организационное и экономическое направления развития системы венчурного инвестирования.
2.1. Нормативное направление развития системы включает принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективное функционирование системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере. В рамках этого направления необходимо:
формирование нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения при венчурном инвестировании;
обеспечение мер государственной поддержки системы венчурного инвестирования, в том числе внесение дополнений и изменений в налоговое и таможенное законодательство, а также порядок предоставления государственных гарантий;
развитие вторичного фондового рынка, в том числе биржевой торговли ценными бумагами венчурных предприятий, системы электронных торгов и иных механизмов организованного рынка.2.2. Организационное направление развития системы венчурного инвестирования подразумевает создание федеральных, региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов, других элементов системы венчурного инвестирования, а также организацию подготовки кадров.
Основной задачей в этом направлении является создание региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов, привлекающих средства российского и зарубежного частного капитала и вкладывающих эти средства в российские венчурные предприятия. Для организации сети таких институтов учреждается федеральный Венчурный инновационный фонд.
Для обеспечения координационных функций создается межведомственный совет, обеспечивающий выработку решений и подготовку предложений для органов государственной власти по созданию условий и механизмов, необходимых для привлечения российских и иностранных инвестиций в научно-техническую сферу. Совет организует анализ инвестиционной практики и распространение позитивного опыта, выработку и распространение организационных и методологических рекомендаций по инвестированию в наукоемкие инновационные проекты.
В рамках многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере предусматривается организовать подготовку кадров для венчурного предпринимательства.
2.3. Экономическое направление развития системы венчурного инвестирования. Финансовое участие Российской Федерации в создании Венчурного инновационного фонда осуществляется путем внесения в него имущественного взноса из средств Российского фонда технологического развития Министерства науки и технологий Российской Федерации. Указанные средства используются на начальном этапе деятельности фонда, в дальнейшем Венчурный инновационный фонд будет осуществлять инвестиционную деятельность за счет привлеченных средств. Погашение привлеченных средств со стороны Российской Федерации не предусматривается.
Региональные и отраслевые венчурные инвестиционные институты создаются за счет средств Венчурного инновационного фонда, средств заинтересованных министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации, зарубежных инвесторов и российского частного капитала.
Экономическая эффективность системы венчурного инвестирования будет в основном определяться объемами привлеченных внебюджетных средств.


3. Этапы развития системы венчурного инвестирования

Для реализации основных направлений развития системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере в 2000-2005 годах разрабатывается и утверждается план мероприятий, устанавливающий следующую этапность работ.
Этап I (2000 год) - разработка проектов нормативных правовых актов по развитию системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере, создание . Венчурного инновационного фонда, формирование межведомственного координационного совета, организация подготовки кадров для венчурного предпринимательства.
Этап II (2001-2003 годы) - принятие нормативных правовых актов по развитию системы венчурного инвестирования, создание и начало функционирования региональных и отраслевых венчурных инвестиционных институтов.
Этап III (2004-2005 годы) - завершение (в основном) формирования системы венчурного инвестирования, обеспечение полноценного функционирования вторичного рынка ценных бумаг венчурных предприятий.
*
© 1997-2018. Журнал «Инновации» при содействии СПбГЭТУ «ЛЭТИ»